Лифт: где "Вася был" - там царским духом пахнет
Лифт: где "Вася был" - там царским духом пахнет
Заходя в лифтовую кабину, задумываетесь ли вы о том, что когда-то подобное средство передвижения могло быть доступно лишь "избранным" людям? Цари развлекали подобными "покатушками" своих гостей, египтяне строили с их помощью древнейшие пирамиды. Про лифты впору бы слагать легенды, но нужны ли они обществу, в котором исторические и моральные ценности отодвигаются на задний план?..
Маленький мальчик на лифте катался, что-то случилось…
Трос лопнул, кабина провалилась в шахту, малыш со страху за-ре-вел! Сюжеты шуточных стишков известны любому сорванцу, но далеко не каждый задумывается о печальных последствиях собственных шалостей. А о том, сколько денег теряет наше государство в период кризиса, занимаясь ремонтом покалеченного механизма, знать не желают не только дети, но и их старшие братья, сестры, а порой и сами родители.
Между тем жаловаться на жизнь готовы все, а вот подумать, прежде чем нарисовать в лифтовой кабине очередной "шедевр", вроде "ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ!", или сходить по своим нуждам "в уголочек", как-то пока у нашего народа не получается. Понедельничный перегар деда Андрея с девятого, утренняя сигарета писателя Кирилла с седьмого, любовные проказы студентки Любаши с ее очаровательным кавалером - много историй рассказал бы нам лифт, если бы был человеком... А еще он бы непременно заставил себя уважать и не стал бы терпеть безразличие и грубость. Несмотря на практически всеобщую доступность и простоту использования, лифт имеет право называться величайшим изобретением человечества!
Этаж первый, или кое-что из истории…
Идеи подъемных механизмов развивались на протяжении длительного времени. По предположению ученых, они посетили человека еще в древности. Чтобы в этом убедиться, в середине прошлого столетия этнографы занимались наблюдением жизни папуасского племени, по уровню своего развития находящегося в каменном веке. Погребальные обычаи этого племени требовали хоронить покойников на вершине деревьев. Для подъема мертвых тел аборигены использовали устройство, действующее по принципу современного лифта. Платформа, сплетенная из лиан и ветвей, поднимала груз с помощью противовеса.
Если говорить о первом письменном упоминании лифта, оно относится к 2600 году до н.э. Строя свои пирамиды, египтяне использовали устройства, которые могли поднимать каменные блоки весом около 90 кг на высоту 150 м. Также в Александрии Египетской существовал механизм, предназначенный для подъема воды из реки. По принципу действия он напоминал лифт.
Еще один предок современного лифтового механизма археологи отыскали на раскопках в городе Геркулануме: он предназначался для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую.
В Сиракузах в III веке до н. э. разработкой подъемных механизмов занимался знаменитый Архимед.
Легендарный древнеримский Колизей был оборудован 12 лифтами, которые поднимали участников поединков на арену с подземных этажей. Десятки рабов трудились над тем, чтобы доставить привилегированных зрителей на роскошной платформе к своим ложам.
Доставлять людей на верхние этажи домов лифт начал в Средние века. Механизм приводился в движение за счет усилий тяглового скота. Так, например, в 1203 году во Франции был установлен лифт, приводимый в движение ослами. Более современную версию создания лифта предложил Леонардо да Винчи. В нем для подъема использовались канатные барабаны, зубчатые передачи и металлические тросы. Интересно, что эта идея воплотилась в реальность, правда, только в 1743 году, через 200 лет после смерти мастера. Случилось это во дворце французского короля Людовика XV в Версале.
Спустя еще три столетия первые пассажирские лифты появились в России - в Царском Селе и в подмосковной усадьбе Кусково. А в 1795 году специально для Екатерины II знаменитый русский изобретатель Кулибин устроил в Зимнем дворце "подъемно-пусковые кресла"…
В общем, все эти исторические факты убеждают нас в том, что всего несколько веков назад покататься в лифте мог далеко не каждый желающий.
Но шли годы…
Лифты становились все более популярными. Люди понимали - они необходимы жителям многоэтажек, рабочим во время строительства, в больницах и многих других учреждениях.
Главной задачей стало изобретение максимально безопасной и удобной конструкции. В 1800 году в американских шахтах появился паровой лифт, чуть позже, после изобретения Вильямом Армстронгом гидравлического аккумулятора - гидравлический, а в 1852-ом американский инженер Элайша Грейвс Отис создал изобретение, сделавшее лифт самым безопасным видом транспорта. Он закрепил трос посредством упругой стальной пластины-рессоры, а по бокам подъемника установил зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и свободно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, что предотвращало падение.
Остатки подъемника в Колизее |
Паровой лифт |
Гидравлический лифт |
Электрический лифт |
Все эти изобретения не имели себе равных до тех пор, пока в 1880 году компания немецкого инженера Вернера фон Сименса не построила в городе Мангейм первый в мире электрический лифт. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Именно с этого события началось развитие современных лифтов и распространение их по городам мира.
"Лифтовой вопрос" в центре Европы
Точную дату появления лифтов в Беларуси установить не так-то просто. До того, как механизмы начали выпускать на предприятии "Могилевлифтмаш", они могли поступать к нам из других стран. Например, нашими импортерами были Узбекистан, Венгрия, Болгария, Польша и Германия.
Предположительно, что самый старый лифт в нашем государстве до недавних пор эксплуатировался в Оперном театре. Три года назад во время реконструкции инженеры начали смотреть и очень удивились: в его техническом паспорте стояли немецкие печати освидетельствования. Получается, что подъемный механизм с 65-летней историей проверяли на исправность даже в военное время!
…В 70-80-е годы Беларусь закупала около 1000 лифтов в год и большинство из них были отечественного производства. Уже в это время Могилев считался крупнейшим сборочным цехом всего Советского Союза.
Сегодня лифты "Могилевлифтмаш" работают на ракетно-космическом комплексе Байконур, в Большом театре, Центральной клинической больнице в Москве, на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, в администрации президента Республики Беларусь в Минске, на Калининской и Ростовской АЭС и так далее.
Лифты, выпускаемые предприятием, сертифицированы и в полной мере отвечают по уровню комфорта и безопасности требованиям европейского стандарта. По словам главного инженера ОАО "Лифтсервис" Георгия Ивашко, история с оборванным тросом давно потеряла свою актуальность:
- Лифт удерживают три каната, запас прочности - восьмикратный, в системе предусмотрены ограничители скорости и ловители, которые заблокируют кабину при малейшем отклонении от заданных параметров движения!
Как говорит главный инженер: безопасность пассажиров - главное, что беспокоит работников "Лифтсервиса". Каждый день бригады механиков и других специалистов производят доскональные осмотры лифтов. Узнать о неполадках помогает и специальная электронная система, фиксирующая любые повреждения. К слову, исходя из анализа получаемых через нее данных, Георгий Ивашко делает вывод: основная причина лифтовых неисправностей - вандализм: вдавленные и сожженные кнопки, продырявленные стенки и выцарапанные надписи - это не частный случай.
Электронная система дает возможность операторам обнаружить застрявших в лифте пассажиров, что очень неплохо, особенно, если кнопка вызова по каким-то причинам не работает.
- А вот на днях соседи застряли, - жалуется одна из жительниц Минска. - Просидели почти час, чуть не задохнулись!
Георгий Ивашко успокаивает, мол, задохнуться в лифте невозможно. Каждая кабина оснащена вентиляцией. А просидеть час - только в крайнем случае. Например, если все-все-все бригады разъехались по объектам. На аварийной службе установлено записывающее устройство, которое позволяет получать информацию о поступлении сообщений на ЛАС (лифтовая аварийная служба - Авт.) и ответы диспетчеров, что в свою очередь дисциплинирует работников при принятии регистрации заявок, поступающих от жильцов. Поэтому 20-40 минут - максимальное время заточения.
Есть проблема
Несмотря на то, что с каждым годом новых лифтов становится больше, а релейные лифты заменяются более комфортабельными, безопасными и экономными - электронными, серьезную озабоченность у руководства ОАО "Лифтсервис" вызывают лифты, отработавшие нормативные сроки эксплуатации (25 лет), многие из которых по отдельным параметрам не соответствуют нормам безопасности. Механическое и электрическое оборудование этих лифтов физически изношено и требует больших финансовых вложений, физического труда и времени на поддержание их в рабочем состоянии. Причем количество таких лифтов из года в год только увеличивается.
Мария Войтович, фото из интернет-источников
Источник: http://news.open.by